Сбербанк еще не успел закрыть сделку по покупке «Тройки Диалог», а Герман Греф уже принимает живое участие в ее судьбе, помогая имеющимся у него административным ресурсом. А именно: пишет письмо президенту Медведеву с просьбой помочь разобраться в одном судебном деле. Копия документа есть в распоряжении Slon.ru. Греф, как известно, просто так писем не пишет, все они имеют влияние на экономику и регулирование.

Предыстория нового письма вкратце такова. В начале 2008 года магнитогорский НПФ «Социальная защита старости» передал в управление «Тройке Диалог» пенсионный портфель объемом более 440 млн рублей. В кризис НПФ начал выводить средства, к 2009 году под управлением компании осталось 30% средств. Потерянные в кризис средства (рынок упал, и стоимость активов уменьшилась) фонд решил взыскать через суд. 14 июля этого года Арбитражный суд Москвы принял решение в пользу пенсионного фонда, обязав «Тройку Диалог» выплатить 151 млн рублей в качестве возмещения ущерба. Процесс во много показательный, учитывая, что по сообщению самого НПФ в договоре с управляющей компанией не было прописано требование о гарантированной доходности, однако суд принял сторону фонда, решив, что уж переданную в управлению сумму управляющие должны вернуть в полном объеме.

«Тройка Диалог» тогда сообщила, что намерена обжаловать решение в суде. Более того, вскоре после этого Герман Греф, как выясняется, написал письмо Дмитрию Медведеву (№ 01—2964 от 04.08.2011) в котором обратил внимание президента на «критическую ситуацию, которая складывается в настоящий момент на рынке управления средствами пенсионных накоплений и резервов». Вот основные тезисы письма:

— «Решение же Арбитражного суда города Москвы, вынесенное 14 июля 2011 года, ставит знак равенства между доверительным управлением и банковским депозитом и таким образом перекладывает все риски вложений на рынке ценных бумаг с негосударственных пенсионных фондов на управляющие компании».

— «Компания «Тройка Диалог» одна из многих компаний, которая столкнулась в своей практике с проблемой нечеткого толкования и применения законодательных норм».

— «Негативное судебное решение по отношению к крупнейшему профессиональному участнику фондового рынка формирует яркий прецедент и может привести к массовой подаче исков со стороны НПФ, что, в свою очередь, вызовет волну банкротств среди управляющих компаний и, как следствие, отказ от управления средствами НПФ, что, в свою очередь, заведет в тупик развитие пенсионной системы».

Греф просит указания президента «о подготовке и принятии постановления пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которое бы разъясняло арбитражным судам порядок применения» закона о пенсионных фондах. Кроме того, он упоминает о трех проблемах, требующих законодательного разрешения: унификации правил размещения пенсионных накоплений и резервов, расширении перечня инструментов для инвестирования и создании гарантийного фонда наподобие АСВ, из которого могли бы быть компенсированы потери пенсионных фондов.

Любопытно, что письмо Грефа отправлено 4 августа, и в этот же день президент дал поручение министру финансов Алексею Кудрину проработать «меры законодательного реагирования». Впрочем, рынок всегда знал, что глава Сбербанка имеет большой аппаратный вес, хоть уже и не находится внутри самого аппарата. Он и премьеру может позвонить, и президенту написать. Чем неоднократно и пользовался.

В 2009 году Греф обращается к правительству с просьбой снять ограничения на конвертацию в депозитарные расписки акций эмитентов, включенных в котировальный список «А». В марте 2010 года ФСФР выпустила нужный приказ, что позволило Сбербанку запустить «нулевую программу». В январе 2011 года Греф пишет министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и «будучи заинтересован в развитии эффективной практики приватизации государственного имущества в РФ», предлагает привлечь в качестве организатора продажи госактивов ОАО «Российский аукционный дом» (РАД). В марте этого же года «Российский аукционный дом» попадает в нужный список. Недавно глава Сбербанка написал письмо премьеру, в котором поставил вопрос об ограничении наличных в обороте.

Даже этот недлинный список имевших последствия писем Грефа к первым лицам государства позволяет предположить, что требуемое постановление Пленума ВАС имеет шансы увидеть свет, хоть и не очень понятно, как президент может давать указания судебной системе. Во всякому случае, в рамках закона.