Как вы думаете, почему мультимиллиардер Уоррен Баффет просит Конгресс повысить налоги для богатых? И почему в 2008—2010 годах топ-менеджеры инвестбанков США отказывались не только от бонусов, но и от зарплат? Ответ в целом довольно очевиден: общественное мнение играет для компаний все большую роль. Его давление чувствуют главы крупных предприятий, которые просто не могут игнорировать «глас народа», если хотят усидеть в своих креслах.
Мировой экономический кризис поставил ребром вопрос ответственности руководителей крупных инвесткомпаний перед обществом. Налогоплательщики задумались: можно ли доверять лидерам после того, как последние продемонстрировали полное отсутствие заботы об их финансах и неспособность справиться с неожиданными обстоятельствами. Публикации в прессе усиливали раздражение — рассказы о баснословных доходах и очередных тратах топ-менеджеров показывали полное отсутствие угрызений совести у высшего руководства многих компаний. Люди видели, что банкиры поиграли с их деньгами, все потеряли в ходе кризиса, а сами остались с бонусами. Конечно, это никому не нравится.
Первая волна недовольства прошла, погашенная отказом от бонусов самих банкиров и призывами правительства к ответственности. Второй раз подобный номер уже не пройдет: люди стали осторожнее относиться к своим деньгам и требуют более внимательного отношения к ним со стороны тех, кому они эти деньги [деньги] доверяют. Достоянием общественности теперь будет становиться не только то, что делают менеджеры с чужими деньгами, но и как они обращаются со своими собственными.
Одновременно растет вторая мощная сила — это сотрудники крупных компаний, которые больше не хотят расплачиваться своими рабочими местами за ошибки руководства. На этом фоне приобретают популярность политики, говорящие о том, что миссия бизнеса в том, чтобы улучшать жизнь общества, а не просто делать деньги. Успешный же рост — просто средство, ведущее к цели.
По всей видимости, компаниям придется задуматься, что именно они ответят на вопрос: «Для чего вы существуете?» Ответ — для пользы акционеров — уже мало кого устроит. Руководители, которые не поймут этого сегодня, могут оказаться не у дел уже в самом ближайшем будущем.